21.10.2014

Превосходная топливная экономичность автомобилей компании Renault Trucks

Компания Renault Trucks, первопроходец в сфере снижения расхода топлива, продолжает исследования, нацеленные на дальнейшее повышение экономичности автопоездов. В экспериментальном автомобиле Optifuel Lab 2 объединены различные технологии, которые призваны снизить расход топлива и стать стандартом производства будущих моделей. Полномасштабная модель этого экспериментального автомобиля будет представлена на стенде компании Renault Trucks на Международной выставке коммерческих автомобилей в Ганновере (IAA).
Снижение расхода топлива основная цель разработки модели Renault Trucks T. Специалисты Renault Trucks смотрят в будущее, продолжая исследовать это направление с целью повышения топливной экономичности автопоездов. Работа ведется при помощи экспериментального автомобиля Optifuel Lab 2, созданного на базе модели Renault Trucks T и представляет собой эволюцию автомобиля Optifuel Lab 1, представленого в 2009 году. В этом проекте задействованы восемь партнерских организаций: Plastic Omnium, Michelin, Sunpower, Renault, IFP Energies Nouvelles, CEP-Armines, CETHIL-INSA (Лион) и LMFA-Ecole Centrale (Лион). Проект заручился поддержкой Французского агентства по защите окружающей среды и энергоресурсов (ADEMA).
В автомобиле Optifuel Lab 2 реализовано в общей сложности 20 технологий, каждая из которых относится к таким сферам, связанных с расходом топлива как управление потреблением энергии, аэродинамика, сопротивление качению и системы помощи водителю. Клод Ково (Claude Covo), руководитель проекта, представляет основные технологии, появившиеся благодаря этой мобильной лаборатории.

Оптимизация различных источников энергии при одновременном снижении потребности в них
Увеличенное количество источников электроэнергии позволяет блоку управления анализировать потребность навесных агрегатов и предлагать наиболее эффективный источник, например солнечную батарею или аппарат Ранкина. Оптимизация энергопотребления достигается также за счет работ по изоляции. Для кабины используются стекла с улучшенными изоляционными свойствами. А регулируемый дефлектор на крыше позволяет защитить кабину от солнечных лучей в случае стоянки в одном положении и повысить аэродинамику кузова грузовика в другом. Установленный кондиционер работает от электроэнергии, вырабатываемой солнечными батареями что позволяет подавать в кабину охлажденный воздух даже при выключенном двигателе, во время стоянки.

Два источника электроэнергии на экспериментальном автомобиле Optifuel Lab 2

Фотоэлектрические панели
На экспериментальный автопоезд Optifuel Lab 2 установлены специально разработанные солнечные панели. Сложность разработки заключалась в том, что необходимо учесть изогнутый профиль прицепа не ухудшая его аэродинамики и они должны выдерживать условия эксплуатации грузового автомобиля. Результат получился впечатляющ - 40 модулей общей площадью 40 м² вырабатывают на 30% больше энергии, чем стандартные панели.

Рекуперация тепла отработавших газов
Каким бы совершенным не был дизельный двигатель часть вырабатываемой им энергии теряется в виде тепла. Компания Renault Trucks разработала систему рекуперации тепла отработавших газов. Технически она основана на базе цикла Ранкина, тепло отработавших газов рекуперируется через теплообменник создавая пар, который приводит в действие электрогенератор. Этот новый источник энергии позволяет снизить нагрузку на стандартный генератор.

Улучшение аэродинамики для получения эффекта капли воды
Для достижения улучшенной аэродинамики, позволяющий получить эффект капли воды, произведена работа и над тягачом и прицепом. Подвижный дефлектор на крыше, подвижный спойлер на решетке радиатора управляется в зависимости от скорости автомобиля таким образом, чтобы максимально снизить сопротивление воздуха. Зеркала заднего и переднего вида заменены камерами, что позволило уменьшить площадь турбулентных зон и достичь плавного потока воздуха.

Ограничение сопротивления качению
От аэродинамической эффективности инженеры компании Renault Trucks перешли к смежному направлению — сопротивлению качению автопоезда. Применено решение постоянного изменения уровня масла в ведущем мосту, что позволяет уменьшить потери энергии на перетекание масла. При работе двигателя в тяжелых условиях, система увеличивает количество масла в ведущем мосту, при движении с постоянной скоростью количество масла снижается до уровня, необходимого для смазки и охлаждения. Специально разработанные прототипные шины компании Мишлен отличаются низким сопротивлением качению, что тоже вносит существенный вклад в повышение экономичности.

Совершенствование экономичного стиля вождения
Однако основная роль в снижении расхода топлива принадлежит водителю. На стиль вождения может приходиться более 3 литров топлива на 100 километров пути. Разработана система помощи водителю в виде адаптивного ограничитель скорости. Основываясь на множестве мгновенно считаемых данных от приемника GPS, профиля дороги, ограничитель рассчитывает оптимальную скорость. Эти корректировки производятся в реальном времени и на опережение ситуации. Педаль акселератора в зависимости от потребности ускориться или замедлиться создает усилие, которое необходимо приложить к педали. Когда система определяет приближение к развязке с круговым движением или к концу подъема, педаль становится более жесткой, чтобы подтолкнуть водителя к замедлению. Работа системы отображается специальным символом на панели приборов, который предупреждает о приближающемся событии. Это позволяет водителю всегда знать как следует изменить стиль вождения с точки зрения оптимального расхода топлива.

Экспериментальный грузовик Optifuel Lab 2 — это лаборатория на колесах, созданная компанией Renault Trucks. В настоящее время автомобиль работает на дороге, что позволит оценить экономию топлива. Результаты будут опубликованы в I квартале 2015 года.
Некоторые из технологий, установленных на экспериментальном автомобиле второго поколения, будут использованы при создании будущих серийных моделей, что позволяет вспомнить неизменную цель компании Renault Trucks - разработку автомобилей с все меньшим и меньшим потреблением топлива от поколения к поколению.